Стили управления тренеров. Чем тренеры отличаются друг от друга

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого не только плодами собственных воспитанников, ну и теми методами, с помощью которых достигаются эти результаты. Оценка тренеров показывает, что в структуре их личности имеются значимые отличия от образца и могут разумеется преобладать те или другие характеристики, накладывающие отпечаток на тренерскую деятельность. Более много личность тренера, как и хоть какого управляющего, определяется стилем его управления, в связи с чем в настоящее время выделены относительно контрастные стили управления.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль управления командой характеризуется поначалу тем, что тренер принимает решение единолично без учета представления спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, просит от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает собственных способностей.

Длительное внедрение в своей работе авторитарного стиля делает специфичный психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на упражнениях, на заседаниях федерации и тренерских собраниях, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в аспектах психологического барьера, возникающего меж ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.

Авторитарный стиль управления спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а непосредственно: в командах, среди членов которой имеется существенное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих большего напряжения сил команды.

 

Демократический стиль

Демократический стиль управления спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов собственных концепций, идей, планов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а правильно определяет главные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы.

Для демократического стиля управления командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, опора на победителей, на спортивную активность, передача части способностей капитану, и т. д.

Базой для демократического стиля управления является, с одной стороны, высокий уровень личных и проф параметров тренера, внедрение им научных принципов публичного управления. С другой стороны, этот стиль управления просит от команды определенного уровня социальной зрелости.

 Спортивная команда, воспитанная на базе принципов демократического управления, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью без помощи других решать самые трудные задачи в аспектах тренировки и соревнований

Либеральный стиль

Либеральный стиль управления спортивной командой определяется поначалу тем, что тренер не много вмешивается в процесс тренировки, играя нередко только роль посредника меж спортсменами и другими работниками клуба решая в основном организационные вопросы. 

Базой для такого стиля управления является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или другим причинам выйти на уровень реального управления. В качестве основных событий такого явления можно называть нежелание тренера наращивать уровень своей компетентности, также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, обычно, не способен достаточно долгое время удержать управление командой на должном уровне и обычно в некий момент попадает под воздействие собственных подчиненных или команды. Опасность либерального стиля управления в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, ну и спортивному клубу. В этой ситуации команда постепенно может перевоплотить свою спортивную деятельность из средства решения соц задач в средство награды личных целей.

В целом либеральный стиль управления в спорте следует признать как недостаточно действующий. Он резвее подходящ для работы в сфере физической культуры в упражнениях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. д.

 

Манипулирование

Манипулирование как стиль управления спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или другого спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, естественным преобладанием в оценке деятельности спортсменов личной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер-манипулятор всегда стремится сделать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно заблокируя и подавляя более самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения.

Базой для такого стиля управления являются: низкий уровень сознательности и проф компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие подабающего контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров.

Манипулирование как стиль управления приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, постоянным межличностным конфликтам.

 

Итоги

Если спросить у спортсменов, каким вы видите идеального тренера, то более популярными качествами будут: чувственная устойчивость, общительность, высокий уровень мозга, предприимчивость, рвение к новаторству, самостоятельность, справедливость.

В практике тренерской деятельности в «чистом» виде обозначенные стили управления встречаются очень время от времени, обычно наблюдается преобладание черт того или другого стиля.

Формирование рационального стиля управления спортивной командой — тяжелое дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *